Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 09:07

Сухарева Ирина Владимировна

Меню сайта



Юмор как средство общения ребёнка со взрослыми и сверстниками

В процессе своего развития ребёнок всегда имеет дело со складывающимся полем человеческого общения, задаваемым через различные средства, в том числе и через комическое.

В работе с детьми дошкольного возраста (4—7 лет) на вербальном материале (восприятие фольклорных и литературных «перевертышей») и невербальном материале (восприятие смешных картинок, ролевых «перевертышей» как согласование роли и функции в игре) выявлены две оценки понимания комического: эмоциональная и рациональная.

Эмоциональная оценка (смех, хохот при выделении комических несоответствий) проявляется у детей разных возрастных групп в групповой форме работы и выступает в функции обращения, приглашения к диалогу, чтобы вместе разделить радость узнавания знакомого, привычного содержания в непривычной для него форме выражения (эмоциональные возгласы детей типа: «Смотрите, что получилось!», «Ребята, глядите!»; при этом дёргают товарища за рукав, указывают пальцем на несоответствие в картинке, сосредоточиваются на мимике сверстника).

Рациональная оценка (улыбка, усмешка при перечислении комических несоответствий) проявляет себя, начиная с пяти лет в большинстве случаев в диаде «ребёнок-взрослый». Ребёнок ориентируется на взрослого как эталон поведения (ситуативного и речевого), старается объяснить взрослому несообразности в картинках, словах.

 

Ранжирование использованных в исследовании произведений «смехового» фольклора для дошкольников по степени лёгкости их понимания.

1) нелепицы, небылицы, потешки, где обратная координация вещей возникает за счёт перечисления внешних несоответствий, цепочки не характерных для персонажа действий;

2) перевертыши, в которых функция предмета А приписывается предмету Б, алогичные способы действия, причинно-следственные, временные связи, пространственные перемещения.

3) дразнилки, прозвища как утверждение через отрицание, когда ребёнок ставится в смешное положение с помощью перевёртывания слов, смыслов и образов;

4) анекдоты как остроумная игра с динамическим сюжетом с скрытым или двойным смыслом;

5) сказки-перевертыши как образное обобщение внутренне проблемных явлений действительности на уровне воображения.

 

Комическое как средство общения ребенка с взрослым и сверстниками направлено прежде всего на развитие эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер личности ребёнка. Показателями такого развития могут выступать: обогащение эмоциональных контактов, умение сочувствовать друг другу, выделять действия и позицию другого, готовность их принятия и возможности действовать с их учётом. Постоянное доверительное общение со взрослым является одной из важнейших предпосылок формирования устойчивой и высокой психологической готовности к оптимальному социальному действию. Если педагог, родитель эмоционально принят ребенком, то он ценит то, во что верит взрослый.

Развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену эмоций”, поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Одним из направлений психопрофилактической работы является проведение Дня смеха – 1 апреля, цели которого: обеспечение всестороннего гармоничного развития личности детей; создание эмоционального комфорта; психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний.

 

В связи с этим формируются следующие задачи:

·  помогать ребенку поверить в свои силы;

·  предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации;

·  формировать позитивное отношение к сверстникам;

·  расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими;

·  учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;

·  формировать положительные чувства и эмоции через улыбку;

·  способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

 

Необходимость решения проблемы развития чувства юмора продиктована результатами исследования социальной стороны юмора. Они свидетельствуют о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем здоровье человека, социальные связи, позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы, повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.

Психика – это тот инструмент, с помощью которого человек выделился из пассивного мира живой и неживой природы, стал над ним. Наша задача – максимально использовать все несметное богатство, настроить его на необходимый режим жизнеспособности и жизнестойкости, на преодоление малейшего отклонения в здоровье: общеизвестна истина, что недуг легче предупредить, чем лечить. Постижение этого знания облегчает выполнение подобной задачи, что совпадает с высказыванием известного чешского мыслителя Яна Каменского: “… изучение мудрости возвышает нас и делает сильными и великодушными”. Сохранение и поддержание душевного равновесия помимо укрепления общего жизненного тонуса благоприятствует творческой деятельности человека.

Вход на сайт
Поиск

Сухарева Ирина Владимировна © 2024 
uCoz