Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 25.04.2024, 17:05 |
Сухарева Ирина Владимировна | |
Приветствую Вас Гость |
|
О роли отца в семейном воспитании«Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, И.Карамзин.
Для чего же нужен отец? Да и нужен ли вообще? Эти вопросы никогда не задавались в семье, где ясно, что отец – глава семьи. Его общественное положение и его заработок определяли весь уклад семейной жизни. Именно он принимал решение по многим вопросам. В настоящее время мужчина по-прежнему приносит домой заработок, но его вклад в экономику семьи уже не так высок, ведь зарплаты у мужчин и женщин практически одинаковы. В результате возникает впечатление, что без отца в семье можно обойтись. Но мало кто знает, какие важные педагогические и психологические задачи решает мужчина одним лишь своим присутствием.
Потребность в авторитете. Как отмечал известнейший ученый Конрад Лоренц, в человеческом обществе никто не отменял инстинкта стаи.
Потребность в образце поведения. Если в семье растет девочка, она учится быть женственной, глядя на маму. Тем, у кого растет сын, хорошо известно, что глядя на отца, мальчик понимает, как прекрасно быть мужественным и великодушным, как важно быть ответственным и представлять последствия своих поступков.
В подавляющем большинстве семей уход за ребенком – дело матери. Во многих семьях, однако, отец играет с малышом не меньше, а то и больше, чем мать. Этим, видимо, удается компенсировать его отсутствие в течении многих часов. Что же касается собственно роли отца, то в мировой науке можно найти три главных подхода к этой проблеме.
Одни ученые – и среди них Зигмунд Фрейд - считают отца, прежде всего, наказующей и дисциплинирующей инстанцией, предполагая, что страх у ребенка перед могущественным отцом, в конце концов, внедряет в его душу моральные и общественные нормы, которые делают его «человеком» среди людей. Страх перед отцом, с точки зрения этих психологов, заставляет ребенка подражать отцу – для того, чтобы убедить себя, что он и сам такой же сильный. В таком подражании и происходит передача социальных ценностей из поколения в поколение.
Другие утверждают, напротив, что подражание ребенка (чаще всего – мальчика) отцу является основным феноменом, который не требует дальнейшего объяснения. Просто дети так устроены, что сын подражает отцу, а дочь – матери. С этой точки зрения, сын подражает не для того, чтобы защититься от отца, а просто, что так удобнее учиться мужскому поведению. А для дочери отец воплощает в себе набор мужских качеств, на которые она будет ориентироваться потом, в своей дальнейшей жизни.
Наконец, третья группа ученых полагает, что место отца – не внутри семьи, а как бы на границе между семьей и обществом. Отец как бы представляет общество в семье и семью в обществе. Его обязанность, взяв ребенка за руку, вывести его в большой социальный мир из маленького мира семьи. Отец – посредник между семьей и миром.
Для развития личности дочери важнее не то, кто руководит в семье, а насколько конфликтными являются отношения родителей. Если отец смиряется с позицией ведомого м родители не конфликтуют, дочь сохраняет любовь и уважение к ним обоим., а следовательно, и к самой себе.
Если отец – глава семьи, если его слово – решающее, его сын вырастает мужчиной, который в состоянии взять на себя ответственность, он может быть опорой для женщины, для семьи. Мальчики, у которых не «сложились» отношения с отцом, проявляют нежелательные личностные деформации уже в младшем школьном возрасте. |
|
Сухарева Ирина Владимировна © 2024 |
uCoz |