Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 21:02

Сухарева Ирина Владимировна

Меню сайта
Категории раздела
События [6]
Консультации для воспитателей [12]



Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации для воспитателей

Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и по-детски осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей.

В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей после чтения воспитателем художественной литературы, поведенных наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Таким образом, углубление экологических проблем планеты до кризисного состояния возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Экологическое образование и воспитание рассматривается как неотъемлемая часть общего образования.

Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на воспитание ребенка как личности. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские годы, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь.

Для решения задач экологического используются художественные произведения, рекомендуемые программой, а также природоведческую литературу разных жанров, помогающую детям узнать и понять окружающий мир. При отборе художественной литературы руководствуются следующими принципами:

  1. Доступность произведений детскому пониманию. Произведение может воздействовать на чувства ребенка, только когда понято им.
  2. Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
  3. Привлекательность для детей. Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, насыщенные поэтическими образами.

На занятиях по чтению художественных произведений можно использовать следующие формы работы по экологическому воспитанию:

  • экскурсии;
  • экологические праздники;
  • практическая деятельность детей в природе;
  • природоохранительные акции.

Чтение художественных произведений можно сочетать с беседой, играми, решением экологических задач. Дети с увлечением отгадывают загадки, решают логические задачи, слушают рассказы.

Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть ее красоту. Художественное слово, поэзия помогают открывать детям неповторимую красоту окружающего мира.

Встречая детей по утрам, рекомендуется обратить внимание детей на красоту, которая их окружает: солнце своими лучами будит природу, греет землю, помогает расти всему живому.

На одной из прогулок можно обратить внимание детей на красоту деревьев, растущих на участке. Прочитать стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую», предложить подойти к дереву. Во время прогулки задать вопрос: «Какое дерево вам нравится больше?» Предложить понаблюдать за ним, чтобы понять как приспосабливаются растения к сезонным изменениям в природе. Наблюдения детей приводят к выводу, что изменения в жизни и развитии растений находятся в тесной взаимосвязи с сезонными изменениями в природе. Потеря листвы помогает деревьям выжить в холодную, снежную зиму.

Рассказ В. Танасийчук «Цепочки в лесу» раскрывает связь растений и животных друг с другом. В лесу существует множество цепочек. Ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.

Для того, чтобы показать связь растений и животных в лесу, зависимость их друг от друга, рекомендуется провести занятие, где дети узнают, что, например, ель - одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса. С этим деревом связана жизнь многих лесных животных. Белки, лесные мыши и полевки, дятлы, клесты питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Животные, жизнь которых зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Срывая шишку ели, клест выедает только часть семян, а затем бросает ее. Сброшенные шишки подбирают белки, дятлы. Но еще важнее эти шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сорвать их на деревьях. Эти факты расширяют представления воспитанников об экологических связях в природе.

В ходе занятия дети убеждаются в том, что вырубка елей наносит большой вред животным, живущим рядом с ней. Одно дело, если ребенку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу — это «плохо». И совсем другое — когда ребенок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом и сам может объяснить, что произойдет с ними после исчезновения дерева. Такой подход к изучению природы — то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей — позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Вопрос: «Какую елку нарядить на праздник - живую или искусственную?» - не вызовет у детей сомнения в том, как поступить. Рассказ С. Михалкова «Елочка» помогает решить вопрос о праздничной елке.

Постепенно у детей формируется представление о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от нее. В подтверждение этому можно прочитать воспитанникам сказку В. Бианки «Сова». Из рассказа дети понимают, что нельзя нарушать связей, сложившихся в природе. Исключение одного из звеньев лесной цепочки ведет к гибели многих животных, растений, т.е. природы, частью которой является человек. Поэтому, чтобы изменить что-то в природе, надо дать оценку своему поведению, т.к. нарушение законов природы может нанести ей непоправимый вред. Рассказ «Олени и хищники» помогает детям понять, что это действительно так. Для формирования у детей представления о природе как едином целом можно использовать рассказ Ю. Дмитриева «Если бы...», 3. Плохий «Кто нужнее?» В них в доступной форме рассказывается о существующих а природе взаимосвязях и взаимозависимостях.

Для закрепления полученных детьми знаний, рекомендуется использовать словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, игра «Пирамидки» («Птицы в природе») развивает умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, экологическую пирамидку, объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы. Игра «Меню для птиц», помогает уточнить представления о том, чем питаются пернатые. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе можно использовать дидактическую игру «Угадай правило».

Чтение рассказов В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой», «Почему плачет синичка?» также закрепляет знания детей о культуре поведения в природе, учит правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.

В основе отношения человека к окружающему миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Для формирования гуманного отношения к природе включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. Дети не только видят окружающею красоту, но и принимают участие в ее создании. Это вызывает у воспитанников радость, поддерживает положительное эмоциональное состояние, способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Чувство сострадания, сопереживания определяет действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду. А активная позиция способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Умение сопереживать и сочувствовать попеременно вырабатывает эмоциональное табу на действие, причиняющее страдание и боль всему живому.

Чтение и обсуждение рассказов В. Танайсичук «Что такое кислый дождь», «Нефть в море», «От чего погибли киты» подводит детей к пониманию, что мы все вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю. Чтобы сохранить природу, не допустить ее гибели нужно знать и соблюдать строгие правила в науке экологии.

Художественная литература служит могучим средством в экологическом воспитании детей и способствует формированию первых понятий о единстве человека и природы, дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экологическую культуру человека.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности и помогает нам в этом незаменимые произведения - рассказы, стихи, сказки русских классиков и современников. Книги учат добру, ответственности, причастности человека ко всему, что его окружает.

Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: info (16.01.2017)
Просмотров: 377 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Сухарева Ирина Владимировна © 2024 
uCoz