Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.05.2024, 03:19

Сухарева Ирина Владимировна

Меню сайта
Категории раздела
События [6]
Консультации для воспитателей [12]



Каталог статей

Главная » Статьи » Консультации для воспитателей

Социализация ребенка - дошкольника в процессе музыкально-игровой импровизации

Все, существующие в мире, пути изучения человека (науки о человеке, различные виды искусств, мировые религии…), рассматривают его как неотъемлемую часть мироздания, природы, общества. Это говорит о том, что жизнь человека, его личностное формирование и развитие не могут проходить в изоляции и одиночестве. Действительно, с одной стороны, личностные качества человека формируются в процессе его приспособления к условиям окружающей среды, что выражается в активном усвоении им элементов культуры, социальных норм и ценностей. С другой стороны, усваивая социальный опыт и обогащаясь им, человек еще и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей, выбирая свою роль и позицию в общей системе социальных отношений, вливаясь в нее на основе собственных интересов, потребностей, стремлений, и самооценок. Иначе говоря, процесс социализации регулируется единством двух взаимопротиворечащих мотивов: «Быть со всеми» (социальная адаптация) и «Оставаться самим собой» (самоутверждение).

С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно способствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор».

Среди многих факторов и механизмов, влияющих на этот процесс, особое место занимает включает включение ребенка в различные виды социальных отношений в процессе развития основных видов детской деятельности.  Особое место в этом занимает игровая деятельность как самый универсальный способ социализации ребенка дошкольника. Ее эффект тем более парадоксален, что она совмещает в себе сразу две линии социального развития детей: социальную адаптацию и самоутверждение, обретение собственной социальной позиции. Между тем, такая игра негласно оказалась сферой педагогического воздействия, в основном, педагогов-психологов и воспитателей детского сада. Например, как может оказывать влияние на социальное развитие дошкольников музыкально-игровая деятельность, практически нигде не рассматривается. Между тем, уникальные особенности музыкально-игровой деятельности детей использовались как механизм их социализации с незапамятных времен.

Так, отечественная музыкально-игровая культура своими корнями уходит в народное творчество, в его особую область, связанную с детьми, где любовь, забота и внимание взрослых вызывали у детей отклик на разнообразные явления природы и окружающей жизни. Самые простые потешки, пестушки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки вводили ребенка в музыкально-игровой мир, с его самобытным языком и жанровым разнообразием.

Дети с удовольствием поют на свой придуманный мотив попевки «Дождик, дождик, перестань…», «Радуга - дуга…».

Иногда уже в младшем возрасте дети могут сами придумать и текст, и мелодию. Дети очень любят и музыкальные вопросы. Этот огромный, добрый, веселый и красочный мир сочетает в себе быль и реальность с выдумкой и фантазией, рождая в душе ребенка неподдельный интерес и радость сопричастия.

Музыка, гармонично соединяясь с игровыми правилами, даёт ребенку безграничный простор для творческой фантазии и импровизации песенного, танцевального, инструментального и театрализованного характера, что способствует реализации одной из важнейших социальных потребностей детей – потребности в самовыражении.

Этот многовековой и драгоценный музыкально-игровой опыт, наряду с исследованиями многих психологов, искусствоведов, педагогов, дает нам возможность и сегодня воспитывать у ребенка с раннего детства ценностное отношение к окружающему миру, умение с ним взаимодействовать на основе приобретенных знаний, сформированных ценностных ориентаций и смыслов. Вместе с тем, он развивает в ребенке способность к наивысшим проявлениям своей внутренней свободы и самостоятельности. Так, основываясь на экспериментальных доказательствах в работах Н.А. Ветлугиной, можно утверждать, что именно творческий характер игровой деятельности является проявлением всего, накопленного ребенком, музыкального опыта. В свою очередь, этот опыт обогащается в процессе творческой музыкально-игровой деятельности. Это связано с тем, что музыкально-игровая деятельность, как наиболее сильная из всех видов детской музыкальной деятельности средство воздействия на ребенка, объединяет пение, речь, жест, танец, игру на музыкальных инструментах и музыкальную театрализацию. Все эти компоненты становятся средством творческого самовыражения ребенка, средством его социализации. Особенно ярко это проявляется в музыкально-игровой импровизации, проявляющейся в способности сочинять и создавать что-то новое в процессе самой игры, без предварительных репетиций.

Для того, чтобы начать импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, ребенок дошкольник должен достичь определенного уровня музыкального развития, выраженного в следующих умениях: тонко воспринимать музыку, т.е. эмоционально сопереживать ее характеру, вплоть до оттенков настроения и чувств; хорошо понимать язык средств музыкальной выразительности, к которым относятся мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, форма; свободно владеть необходимыми для той или иной игровой ситуации исполнительскими навыками певческого, танцевального, инструментального и артистического свойства.

Используя, для начала, 1-2-3 музыкальных звука, дети варьируют исполнение колыбельной для куклы, песенок про дождик, лесную кукушку, задорного петушка, грустную киску… Если, при этом, индивидуальная грамотность в выборе средств музыкальной выразительности умножится на коллективную радость сотворчества, - все участники этого процесса испытают сильные эмоциональные переживания, которые им захочется повторять вновь и вновь. Усложняя задачи коллективного творчества, детям предлагаю «прогуляться» по музыкальной лесенке в образах различных животных или любимых героев, предварительно обсудив особенности каждого из них. Например: «Мишка косолапый и большой, поэтому он топчется на месте и с трудом взбирается по лесенке»; «Зайка маленький и веселый, он скачет по лесенке и вверх, и вниз легко и подвижно»; «Ласточка взлетает вверх к солнышку стремительно»; «Осенние листики опадают вниз печально…» После этого дети сами выбирают, наиболее соответствующий тому или иному игровому образу, средства музыкальной выразительности. В их импровизации можно будет чередовать сольное и групповое движение по «музыкальной лесенке» вверх и вниз. Они поют и музицируют по собственному выбору, главное – чтобы их исполнение было органично создаваемому образу.

Более сложный пример. «Игры-драматизации» являются вершиной детского музыкально-игрового творчества. Они обладают сюжетностью, которая ориентируется на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение), в сочетании с песенной выразительностью эти игры предполагают взаимодействие и столкновение между персонажами, посредством музыкально-двигательных диалогов и монологов с положительной развязкой. Игры-драматизации сложны тем, что на синтез пения и движения в них наслаиваются элементы музыкально-театральной деятельности. Дети обладают огромными игровыми возможностями. К.С. Станиславский указывал: «Детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы»», т.е. ребенок может глубоко погружаться в свою роль, верить в нее, действовать от ее лица.

К вопросу распределения ролей необходимо подходить с точки зрения соответствия индивидуальности ребенка выбранной роли. Надо создавать у юных артистов импровизации состояние, когда происходит органичное сочетание знаний, умений и навыков с импровизационной свободой. Важно, чтобы дети вникали в характер музыки, сюжет и образы, учились понимать их, любить и воплощать. Благодаря этому у них постепенно накапливается репертуар из любимых игр, к которым они будут возвращаться с радостью и удовольствием. Это связано с тем, что хотя детское музыкальное игровое творчество обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей, но оно важно для самого ребенка, для его успешной социализации в обществе, для понимания того, как важно для развития человека сотворчество, его умение быть не «над», а «вместе» с другими.

Данный вид музыкальных игр, используя особенности детской игровой деятельности строится по принципу авторства, а не исполнительства, т.к. нацелен на максимальное развитие творческих способностей у детей. В работе над ним необходимо быть тонким режиссером, учитывая особенности маленького артиста. Помогать ему скрыть неумения и выделить то, в чем он силен. Необходимо помнить о том, что дети достаточно легко усваивают внешние признаки драматургии игры: сюжетную фабулу, отсутствие автора-повествователя, диалогическую форму общения. Однако важнейшие особенности драматургии игры трудны для детского восприятия и осваиваются постепенно (развитие действия, взаимодействия и столкновение персонажей, их характерные особенности и своеобразие).

Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: info (16.01.2017)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Сухарева Ирина Владимировна © 2024 
uCoz